• /
  • /
07 ноября 2023

ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ — 6 МИН

Как разработать функциональное мобильное приложение за 2 месяца: кейс Kassir.ru

Во время строгих ковидных ограничений билетным операторам пришлось тяжело: события часто отменялись, множество офлайн-касс закрылось. Когда запреты были сняты, люди снова начали ходить на концерты и спектакли. Чтобы удержать зрителей и дать им удобный канал для покупки билетов, руководители Kassir.ru решили создать мобильное приложение. Для этого они обратились к нам.

Сроки поджимали: мы приступили к сотрудничеству в октябре, и к февралю уже должны были зарелизить готовое приложение, чтобы успеть к сезону мероприятий. Мы так хотели успеть с релизом, что в результате работа заняла еще меньше времени — всего пару месяцев.
How to upload an app to the App Store and not get rejected
Что нужно сделать первым делом, когда горят сроки
От заказчика мы получили стандартные требования для eCom-приложений. Сложность была в другом — в условиях жестких дедлайнов нужно было дать пользователям максимально полезные и нужные функции в первом релизе. А значит, из всех требований мы должны были определить ключевые возможности, которые закроют основные потребности пользователей.

Список функций для первого релиза получился таким:
  • Авторизация
  • Просмотр списка событий и поиск по нему
  • Просмотр баннеров с акциями
  • Выбор места на схеме зала
  • Добавление билета в корзину
  • Оплата заказа
  • Скачивание билета
  • Применение скидочного промокода.
Остальные интересные, но менее важные функции мы отложили до следующих обновлений. Например, просмотр истории заказов и покупку подарочных сертификатов.

Далее, чтобы наладить оперативный контакт с заказчиком, мы разработали отдельный регламент по согласованию. Команда заказчика понимала, что от скорости обратной связи зависят сроки создания приложения, поэтому проводила ревью максимально быстро. Мы практически сразу получали фидбек и оперативно вносили правки.
Экраны Кассир
Как проходила разработка от дизайна до релиза
В работе над дизайном приложения было несколько технических сложностей. Для удобства поиска событий нужно было добавить много фильтров по дате, категориям, стоимости, площадкам и другим параметрам, а также сортировку найденных событий по дате или по популярности. И при этом не перегрузить интерфейс.

У Kassir.ru уже был устоявшийся корпоративный стиль и веб-сайт, поэтому нам не нужно было изобретать новые цвета и логотипы. Для акцентов и кнопок мы взяли фирменные оттенки Kassir.ru — черный и желтый. Шрифты оставили стандартные iOS и Android: San Francisco и Roboto.

По части визуала заказчик не ставил жестких ограничений, поэтому мы отрисовали много вариантов главного экрана приложения. Одни из них были похожи на сайт, другие сильно отличались от него. В результате заказчик остановился на варианте с горизонтальными карточками и желтым таббаром, который перекликался со стилем сайта.
Три варианта главной страницы приложения Кассир
Для визуализации будущих возможностей приложения мы проработали карту экранов на этапе подготовительной документации. Подробная карта отображала весь путь пользователя и давала представление о том, какие функции попадут в MVP. После согласования мы прорабатывали структуру каждого экрана и параллельно писали техническое задание. В результате мы спроектировали удобную навигацию, которая позволяет пользователю быстро ориентироваться в приложении.

Одновременно с дизайном команда прописывала рекомендации для бэкенда. И к моменту, когда разработка уже заканчивала какой-то из разделов приложения, макеты для следующего уже были согласованы и запустить их в производство можно было незамедлительно.
Разрабатываем фронтенд и помогаем с бекэндом
Чтобы сэкономить время, мы решили работать над этапами параллельно и не стали ждать полной готовности макетов. Как только карта экранов и основные UI-компоненты были одобрены, мы согласовали бюджет и сразу приступили к разработке.

Над этим проектом мы работали по модели оплаты Fix Price, то есть стоимость каждого этапа была фиксированной. При такой модели заказчик оплачивает анализ проекта, потом дизайн, разработку и тестирование — это обычная последовательность для разработки. Другой формат оплаты, Time & Material со ставкой по факту затраченных часов специалистов — более гибкий, и с ним соблюсти последовательность действий и ускорить работу было бы проще. Но, несмотря на выбранную модель оплаты, мы все равно нашли возможность распараллелить дизайн и разработку, чтобы выиграть в сроках.

Еще до согласования дизайна первых экранов мы запустили работу по основной архитектуре. Потом разрабатывали сценарии, которые уже были одобрены в дизайне. С приложением Kassir.ru мы работали по методологии Agile — как только создавалась какая-то функция или модуль, она передавалась в тестирование и ее можно было считать готовой. Если нужно было внести изменения в завершенные блоки, разработчики предупреждали об этом тестировщиков, чтобы все работало как надо.

Бэкенд приложения создала команда разработчиков со стороны заказчика, которая отвечала за сайт. Мы им помогали — писали рекомендации к методам, необходимым для реализации экранов, искали лучшие варианты как для оптимизации работ со стороны бэкенда, так и для удобства работы с данными из приложения.
Подключаем тестирование на ранних этапах
Для экономии времени и подстраховки команды было принято нестандартное на тот момент решение — подключить к проекту тестировщиков практически сразу.

На этапе проверки технического задания специалисты проверяли ТЗ на отсутствие несостыковок и наличие описания поведения в неоднозначных кейсах.

На этапе дизайна тестировщики смотрели, чтобы все экраны состояний интерфейса были на месте, — например, экраны с нулевой датой, ошибками ввода и другие.
В ходе разработки приложения специалисты по тестированию описывали чек-листы со списком уязвимых мест, где по мнению QA-инженеров чаще всего возникают ошибки. Например, проблемы с цветом заголовков на экранах с тёмной темой или недочёты при вёрстке под маленькие девайсы. Таким образом тестировщики напоминали разработчикам, что нужно предусмотреть сразу. Благодаря такому подходу доработки приложению почти не понадобились — это тоже помогло сократить сроки работы над проектом.

Также QA-специалисты проверяли полноту описания задачи перед реализацией и оценивали работу функций по мере их готовности. Тестирование проводилось сразу после выполнения какой-либо задачи — так на правки уходило гораздо меньше времени. И к дате релиза мы имели уже максимально протестированное приложение, в котором были уверены. Только перед выпуском мы провели полное регрессионное тестирование на отсутствие багов после всех внесенных в код изменений.
Как правило, тестирование начинается только на этапе разработки. Но после практики создания приложения для Kassir.ru мы поняли, что подключение QA-специалистов на стадии техзадания и дизайна помогает успеть к дедлайну, и даже закончить работу раньше. Поэтому взяли этот прием на вооружение и используем при разработке и других приложений.
Компаниям, которые хотят получить приложение в короткие сроки, я бы рекомендовала приоритизировать задачи и не бояться выпускать приложение без функций, которые только кажутся важными. Можно просто предупредить пользователей, что нужные функции появятся в следующем обновлении, и таким образом снизить риск от возможного негатива.
Владислава, Head of PMO
Результат
Слаженная работа и оперативный фидбэк от команды заказчика на всех этапах разработки помогли закончить проект в сжатые сроки.

Мы получили заказ в начале октября, начали разработку 30 ноября и загрузили готовое приложение в AppStore и Google Play Market 27 января. Несмотря на то, что это время выпало на новогодние праздники, этап разработки первой версии длился менее двух месяцев.

После выхода первой версии приложения в сторах мы начали работать над добавлением новых функций. На это ушло меньше месяца — обновление вышло уже в феврале.

Теперь пользователи могли:
  • добавлять события в избранное
  • просматривать историю заказов
  • знакомиться с акциями на отдельном экране
  • сохранять QR-код для прохода на мероприятие.
В первый месяц после релиза приложение скачало более 20 000 человек. С момента выхода его установило более 2 300 000 пользователей. По количеству скачиваний приложение лидирует среди конкурентов, так что мы с уверенностью можем сказать, что достигли цели — повысили конкурентоспособность и привлекли компании больше клиентов.
Статистика загрузок мобильного приложения Кассир после первого релиза
Жизнь после релиза
После релиза работа над проектом не закончилась. Мы постоянно улучшаем приложение, добавляем новые функции.

Сейчас Kassir.ru — сервис, который полностью закрывает запросы людей при покупке электронных билетов. Кроме основных функций, приложение позволяет оставлять обратную связь, просматривать новости компании, покупать билеты в рассрочку, подписываться на любимую площадку, чтобы следить за ее событиями. Также мы проработали систему рекомендаций: добавили блок «Вам также может понравиться» и экран для выбора событий по предпочтениям с персонализированной подборкой мероприятий.

А в конце 2023 года мы полностью обновили дизайн, сделали его более стильным, современным и удобным.
Экраны приложения Kassir.ru
Если у вас есть идея для проекта и вы хотите выделиться среди конкурентов — обращайтесь к нам. Мы учтем все особенности вашего бизнеса и найдем оптимальное решение для ваших бизнес-задач.
Другие статьи по теме: