8 февраля 2023

ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ — 4 МИН

Как и зачем делать техническое задание на мобильное приложение

Когда клиент обращается к разработчикам с идеей мобильного приложения, то обычно ему требуется буквально несколько минут, чтобы рассказать, каким должно быть это приложение и для каких задач оно предназначено. Несколько уточняющих деталей и наводящих вопросов — и вот уже мы тоже представляем, каким заказчик видит свое будущее приложение. Но если на словах все довольно просто, то на практике — это недели и месяцы кропотливой работы. Первый этап разработки приложения — составление технического задания. Зачем нужно ТЗ, можно ли без него обойтись и как его сделать, — расскажем подробно.
How to upload an app to the App Store and not get rejected
ТЗ для мобильного приложения:
что это и зачем нужно
Техническое задание — это инструкция, на которую ориентируется команда разработки при создании приложения. Чем подробнее составлено ТЗ, тем выше гарантии, что результат будет на 100% соответствовать ожиданиям.

Что указывают в техническом задании:

  • Описание функций и действий, которые будут доступны пользователю (что он получит, совершая то или иное действие).

  • Особенности работ базы данных, нюансы офлайн-работы и взаимодействия с сервером.

  • Уникальность проекта. Особое внимание уделяется «фишкам» — характеристикам, которые будут отличать новое приложение от тех, что уже представлены на маркетплейсах. Важно проработать их детально, чтобы они несли максимальную пользу, были интересными и запоминающимися.

При работе над ТЗ обсуждаются возможные риски. Мы разбираем пожелания заказчика и сразу указываем на опасные места, которые лучше исправить или вообще убрать.

На этапе составления ТЗ от заказчика требуется максимум вовлеченности. Ему придется подробно ответить на ряд вопросов, с помощью которых команда разработчиков получит полное представление о характере будущего приложения. Что это за вопросы:

  • Какова специфика проекта? Наша задача — выяснить у клиента, зачем ему приложение и чего он ждет от продукта. Назначение, функции, дизайн, особенности использования — чем больше подробностей, тем лучше.

  • Какие задачи хочет решить заказчик? Создать социальный, бесплатный проект или получить дополнительный источник дохода? Во втором случае заказчик должен заранее определиться, как будет монетизировать продукт. С помощью рекламы или дохода с продаж — способы разные, но потенциал нужно оценивать уже на старте.

  • Какой бюджет запланирован на создание приложения?

Хорошее ТЗ — это понятный, структурированный текст, где прописан ожидаемый результат работы. От лица исполнителя в составлении ТЗ участвуют руководитель проекта, бизнес-аналитик, UI/UX дизайнер-проектировщик, руководитель iOS и Android разработки, тестировщик. Заказчик может быть не знаком с многими техническими нюансами и особенностями сферы IT. Специалисты же знают о разработке приложений все: каждый несет ответственность за свой участок задач. Совместная работа — гарантия того, что будут учтены все детали. Наша цель — понятно рассказать о всех возможностях, чтобы в итоге получился лучший продукт.

В процессе создания технического задания часто появляется множество новых идей на основании пользовательского и экспертного опыта исполнителя, анализа конкурентов и рисерча сферы заказчика, а некоторые первоначальные идеи становятся уже не такими приоритетными и откладываются на будущие обновления. Каждую возникающую в процессе работы идею мы согласовываем с клиентом.
С чего начинается работа
по составлению ТЗ
В начале работы над ТЗ мы разрабатываем карту экранов. Она показывает, что мы учли все детали, и все функции и экраны логично взаимодействуют между собой. Для вероятного масштабирования и развития приложения заложены все нужные возможности.

Единого шаблона технического задания не существует. Над каждым приложением мы работаем в индивидуальном порядке, поэтому после заполнения заказчиком основной информации следует обсуждение по поводу ряда нюансов. Наша команда анализирует бизнес-идеи клиента и изучает похожие приложения конкурентов, чтобы сформировать перечень необходимых функций. Мы фиксируем все технические особенности отрисовки дизайна и написания кода приложения.

Все проекты обязательно обсуждаются устно, и не по одному разу. Есть примерный перечень вопросов, с которых начинается любое обсуждение.
Компания:
● Какие у нее компетенции?
● В чем суть бизнеса?
● Что приносит доход?
● Узнаваем ли бренд?
● Какова лояльность аудитории?
● Какие есть сложности в работе?
● Какие планы по развитию?


Продукт:
● Какие у него сильные стороны?
● В чем УТП, есть ли уникальные фичи?
● Чем лучше других продуктов?
● Как часто и как долго используется?
● Почему он должен заинтересовать покупателей?
● В чем отличие от аналогов?
● Есть ли товары-заменители?
Покупатель (целевая аудитория):
● Кто он?
● Чего он хочет, какие потребности?
● Какая цена для него приемлема?
● Как привык потреблять или получать информацию?


Конкуренты:
● Кто они?
● Какие у них сильные стороны?
● Что нравится, что не нравится в их продуктах?
● Насколько наполнен рынок?


Вопросы адаптируются под конкретный проект (после изучения вводной информации). Должны быть включены вопросы по всему, что кажется непонятным и странным в проекте. И ответы на все эти вопросы уже фиксируются в ТЗ.

Часто в ТЗ можно встретить чересчур подробные описания и пошаговые инструкции, которые делают документ сложным для работы. Наши эксперты пишут ТЗ с учетом удобства его использования для будущей постановки задач на дизайн и для разработки. В нем будут отражены цели продукта, функциональные и нефункциональные требования к макетам и к итоговому приложению. А спроектированная карта экранов позволяет учесть все нюансы проекта, заложить возможности приоритизации части функциональности, чтобы приложение при этом выглядело законченным.
Сколько стоит составить
ТЗ для мобильного приложения
Составление технического задания входит в этап документирования и проектирования. Стоимость зависит от разных факторов: сложности проекта, будущей функциональности, особенностей дизайна. Чтобы назвать точную цифру, нам нужно буквально 1-2 страницы с перечнем желаемых функций в приложении. Обычно стоимость варьируется от 350 до 480 тысяч рублей.

По результатам этапа проектирования будет готова техническая документация на дизайн и разработку, а также карта экранов, отражающая все переходы и связи между экранами и функциональность на каждом экране. На данном этапе мы много взаимодействуем с клиентом, делимся своим опытом и экспертизой, проводим бизнес-анализ и выявляем действительные цели создания мобильного приложения.

По завершению проектирования мы готовы представить точную оценку на следующий этап (дизайн) и спрогнозировать предварительную оценку на этап разработки и тестирование с определенной погрешностью.
Другие статьи по теме: