20 марта 2024

ВРЕМЯ ПРОЧТЕНИЯ — 9 МИН

Этапы разработки мобильного приложения для iOS и Android: от идеи до релиза

Оправдает ли созданное мобильное приложение ожидания, зависит от того, насколько чётко вы представляете, что хотите получить, и как будет организована работа с аутсорс-разработчиком. Чтобы вам было проще сориентироваться, расскажем, из каких этапов состоит разработка приложений. После прочтения статьи вы поймете, почему подрядчик задаёт те или иные вопросы, что вас попросят прислать на старте работы, на каких этапах попросят обратную связь, а на каких — можно довериться разработчику и просто наблюдать за процессом.
Схема этапов разработки мобильного приложения
Этап 1. Проектирование и документация
Первый этап закладывает фундамент работы. Поэтому и заказчику, и разработчику очень важно погрузиться в процесс проектирования будущего приложения.

Разработчик прежде всего должен понять цель создания продукта — какие задачи бизнеса заказчик собирается решать с помощью приложения.

На этом этапе разработчику важно получить от заказчика следующую информацию:

  • особенности бизнеса и описание целевой аудитории (потенциальных пользователей) приложения;
  • перечень желаемых функций в приложении;
  • список приложений, которые нравятся по возможностям и дизайну.
На основании информации от клиента студия разработки проводит бизнес-анализ и изучает:

  • пользователей и их потребности;
  • приложения конкурентов и отзывы о них;
  • тренды отрасли.
После бизнес-анализа разработчик определяет, какие удачные решения из ниши взять
на заметку и какими характеристиками наделить приложение, чтобы оно решало поставленные задачи. Он оценивает, сможет ли приложение в том виде, в каком его описывает заказчик, достичь поставленных бизнес-целей. Кроме этого, взвешивает, насколько целесообразно реализовывать те или иные идеи, учитывая трудозатраты, сроки и бюджет.

После согласования всех вопросов можно приступать к выстраиванию навигации приложения. Результатом этого процесса становится интерактивная карта экранов, в которой отражены возможные сценарии пользователя.
Пример части карты экранов
Мы в CleverPumpkin пишем документацию параллельно с картой экранов. Опыт показывает, что клиентам удобнее работать с небольшим объемом информации и видеть промежуточные варианты. Когда большая задача разбита на маленькие шаги, они тратят меньше времени на погружение в задачу и оперативно дают обратную связь.

Как долго длится этап сбора информации и проектирования: у нас он занимает 20-25 рабочих дней.

Результаты этапа — техническое задание на дизайн и разработку, а также на навигационную карту экранов.
Этап 2. Разработка дизайна
Дизайн приложения — это про баланс удобства и стиля. В целом этот этап включает в себя два направления:

  • UX — проектирование экранов. Цель — сделать приложение интуитивно понятным, простым в использовании, но при этом функционально наполненным.

  • UI — стилистика. Новому приложению подбираются цвета, шрифты, иконки и размеры кнопок и другие элементы интерфейса.
В CleverPumpkin работу над этим этапом строим так:

  1. Запрашиваем от клиента гайдлайн или брендбук со стилистикой бренда, а также векторный логотип.
  2. Изучаем с точки зрения дизайна список приложений, которые нравятся и не нравятся заказчику.
  3. Дизайнеры, опираясь на согласованную карту экранов, приступают к проработке визуального стиля приложения — цветовой палитры, шрифтов и расположение элементов интерфейса. Создаётся и согласовывается проработанный дизайн-концепт нескольких основных экранов. У приложения появляется «лицо».
  4. Далее отрисовываем экраны и их состояния в разных ситуациях с учетом удобства для пользователей и визуального стиля. Кликабельный прототип передаём заказчику для оценки приложения с точки зрения пользователя.
Сроки дизайна мобильного приложения. На дизайн для одной платформы, уходит от трёх до семи недель, в среднем мы справляемся за четыре. На вторую платформу времени требуется на 40–60% меньше. На этапе разработки дизайна мы не ограничиваем количество правок — доводим дизайн до наилучшего оптимального решения.

Результат этапа — макеты приложения, готовые для передачи в разработку.
    Этап 3. Разработка и тестирование
    После того как заказчик согласует дизайн, наступает новый этап — непосредственно написание кода приложения, а затем его тестирование.

    Методы разработки мобильного приложения

    Мобильные разработчики используют в работе два метода разработки:

    • Нативный — код приложения пишут под конкретную операционную систему, используя соответствующий язык программирования и инструменты разработки Google и Apple.
    • Кроссплатформенный — программа пишется на фреймворках с единым для iOS и Android исходным кодом.
    У каждого из этих типов есть как плюсы, так и минусы. Чтобы выбрать оптимальный вариант — обращайтесь, поможем определиться.

    Бэкенд мобильного приложения

    Большинство современных мобильных приложений являются клиент-серверными. Это значит, что они обмениваются данными с бэкендом. Это могут быть фотографии товаров, их описание, каталог цен и так далее. Разработку бэкенда заказчик может взять на себя или обратиться за консультацией к своему разработчику.

    Тестирование

    Мы приступаем к тестированию на самых начальных этапах подготовки проекта. При формировании технического задания и проектирования экранов QA-специалисты знакомятся с документацией и изучают все макеты, проверяют наличие и корректность всех состояний. Такой подход позволяет нам сокращать сроки создания приложения. И на момент окончания разработки мы уже имеем полностью протестированную версию.

    В результате тестирования оформляются тест-кейсы и отправляются заказчику. В них описано:

    • Как пошагово проверялось соответствие функций приложения установленным требованиям.
    • Как разные части приложения взаимодействуют друг с другом, а также что происходит после обновлений и изменений.
    Участие заказчика в процессах разработки

    Для отслеживания статуса запланированных задач мы используем Notion, куда приглашаем клиента. Благодаря такой открытости, наши заказчики видят, как идет работа над приложением, комментируют процессы, задают вопросы.

    Своим клиентам на этапе разработки и тестирования мы предлагаем использовать 2-недельные итерации ведения проекта. Накануне каждой итерации созваниваемся онлайн, чтобы обсудить результаты предыдущего периода и запланировать новый. Для каждой встречи мы готовим небольшой демонстрационный ролик с новой реализованной функциональностью.

    Все итерации заканчиваем сборкой в App Center — сервисе для дистрибуции мобильных приложений. Это позволяет нашим заказчикам скачивать файлы приложений на свои устройства, чтобы посмотреть результаты и самим опробовать продукт.

    Сроки этапа разработки и тестирования: первая сборка бывает готова уже через 2–4 недели с начала этапа разработки. На разработку первой MVP версии приложения в среднем требуется 3–4 месяца разработки.

    Результат этапа — приложение для загрузки в Apple App Store, Google Play, Huawei App Gallery или RuStore, а также оформленные тест-кейсы, по которым проведено тестирование релизной версии приложения.
    Итоги
    Результат во многом зависит от правильности организации рабочего процесса. Например, мы в CleverPumpkin пришли к тому, что наша работа должна быть максимально прозрачной и понятной для нашего заказчика. Для этого мы используем инструменты для отслеживания процесса работы над задачами, регулярно проводим встречи, демонстрируем промежуточные результаты, собираем обратную связь, обсуждаем новые идеи и вместе приходим к выводам.

    Мы работаем с 2011 года, часть наших проектов вы можете посмотреть в портфолио, а здесь больше узнать о наших услугах по разработке приложений.
    Другие статьи по теме: