4 апреля 2022

Что такое MVP: вкратце о самом главном

Разработка продукта — это сложный многоэтапный процесс, который требует вложения сил и средств. И часто бывает, что приложения так и остаются невостребованными, несмотря на все усилия. Поэтому ещё в самом начале необходимо найти ответы на основные вопросы: нужен ли продукт пользователю, будут ли его покупать, стоит ли финансировать его создание. Одним из способов прояснить ситуацию является запуск MVP.
Что это такое и для чего требуется — будем разбираться в этой статье.
What is MVP: the essentials in a nutshell
Зачем нужен MVP
Термин MVP (Minimum Viable Product), «минимально жизнеспособный продукт» появился примерно 20 лет назад и означал версию нового продукта, используемую для получения с минимальными усилиями обратной связи от клиентов. Очень быстро этот инструмент стал незаменимым в разработке приложений, сайтов, сервисов.

«Минимально» в аббревиатуре означает, что в продукте реализованы только основные возможности, который вы хотите показать пользователям, без дополнительных фич. В то же время при наименьшем функционале продукт должен быть полезен для покупателя.

MVP покажет самое главное: приживётся ваш продукт на рынке или нет. Разумеется, MVP не делается с чистого листа — перед его разработкой проводят анализ целевой аудитории и формируют список функций, которые необходимо внедрить в приложение или сервис.
Какими преимуществами обладает MVP
За счёт реализации минимума функционала вы экономите время и выпускаете продукт на рынок как можно раньше. Грамотно разработанный MVP позволяет своевременно занять нишу.

Вы меньше рискуете — проверить гипотезу о востребованности продукта всегда менее затратно на уровне MVP. С одной стороны, у вас уже есть рабочая основа, с другой — вы пока не вложили все средства в её разработку.

Обратная связь от пользователей позволит корректировать гипотезу — вы сможете исправлять продукт и контролировать результат по ходу разработки. MVP ориентирован именно на клиента — задавайте вопросы, прислушивайтесь к критике и пожеланиям — и ваш стартап будет успешен.
Мифы и рифы MVP
Казалось бы, узнали об MVP — используйте и создавайте проекты. Однако простота этого инструмента обманчива. Заблуждения о том, что такое MVP, что он должен выполнять, а что нет, часто приводят к потере бюджета, нарушению дедлайнов и, как следствие, к разочарованию пользователей. Вот почему стоит разобраться, чем минимальная жизнеспособная версия точно не является — и всё встанет на свои места.
1
MVP — это готовый продукт
На самом деле это лишь способ проверить гипотезу, отработать бизнес-идею. Сделать MVP и остановиться на этом — плохая затея. Он не является финальной версией, но позволяет постоянно улучшать будущий продукт. MVP — это процесс, эксперимент, который может быть как удачным, так и не очень. Каждый раз вы будете что-то менять в разработке, вносить коррективы с учётом пожеланий, адаптировать под поставленные задачи.
2
MVP — это основа продукта
И да, и нет. MVP может быть фундаментом продукта, но достаточно редко — чаще всего стартовые идеи кардинально меняются. И то, что получается в итоге, может быть совсем не похоже на то, что было создано в начале. Будьте готовы к изменениям и отталкивайтесь от потребностей клиентов.
3
MVP — это продукт с недоработанным функционалом
Это не совсем так. Даже если в продукте реализовано минимальное количество функций, все эти функции должны корректно работать и удовлетворять потребности покупателя, ради которых он решил использовать программу.

В то же время ошибкой будет стремление реализовать в продукте все запланированные возможности, чтобы заинтересовать пользователей. Как было отмечено в первом пункте, на этом этапе рано говорить о конечном продукте.
К тому же функционал — это лишь один компонент, который есть в продукте — не стоит забывать про остальные. Даже на уровне MVP приложение должно быть: надёжным, удобным в использовании, вызывать приятные эмоции у пользователей.
Время или функционал: выбираем модель оплаты
Разобравшись, что такое MVP, давайте поговорим о том, столько будет стоить его разработка. Конечно, мы не назовём вам даже приблизительную цену — ведь мы не знаем подробностей задания — однако можем описать способы расчётов.

В среде разработчиков (и не только) существуют три модели оплаты труда.

Модель «Fixed Price»: время, которое нужно для работы, вычисляется заранее на основе техзадания. Заказчик платит только за оговорённые часы и функционал. Такой подход лишён гибкости и подразумевает строгое следование заданию без возможности внести какие-то изменения — что было прописано, то и получаете.

В то же время мы понимаем, что разработка — это живой и динамичный процесс, а, значит, может потребоваться исправить что-то на ходу. Поэтому в CleverPumpkin готовы отойти от стандарта «Fixed Price» и пойти навстречу клиенту, если потребуется заменить какие-то функции. Единственное условие — сообщить о коррективах в пунктах договорённости до того момента, как мы начали их реализовывать.

Модель «Time&Materials»: при таком подходе заказчик оплачивает не фиксированную стоимость услуг согласно ТЗ, а время, по факту потраченное командой на разработку. Отличие этого подхода — гибкость и возможность по необходимости менять условия.

Если вы готовы оперативно вносить коррективы в продукт и бизнес-модель, выбирайте «Time&Materials». При этом имейте в виду, что бюджет может как уменьшаться, так и увеличиваться.

Также стоит упомянуть о модели «Retainer», которая подойдёт для крупных и дорогостоящих проектов — в этом случае выкупается вся команда, и оплачиваются человеко-часы. Плюс подхода в том, что над проектом работают одни и те же люди — каждый погружён в свою задачу и в курсе того, что происходило с проектом за весь период разработки.
Не MVP единым
Рынок постоянно растёт, требования пользователей к продукции меняются, а вместе с ними меняется и MVP. Это понятие постепенно расширяется, сменяясь на более продвинутый MAP — Minimum Awesome Product, то есть «минимально привлекательный продукт».

Уже недостаточно, чтобы приложение «просто работало» и было жизнеспособным. Оно должно быть удобным, с функциональным интерфейсом и качественной графикой, иначе конкуренты вам не оставят шанса. Кроме того, пользователи давно привыкли к тому, как выглядят качественные продукты, и на меньшее они не готовы. Например, сложно представить соцсеть, в которой не будет системы мгновенных сообщений, панели поиска по заданным параметрам, возможности ставить «лайки» (или их аналоги). Всё, что ниже определённого уровня, перейдёт в разряд «плохого» и не будет пользоваться спросом.

Поэтому разрабатывая новый продукт, важно ориентироваться на ожидания клиентов, и делать его как можно лучше, независимо от того, используете вы MVP или другой подход.

Именно так поступают сотрудники CleverPumpkin, принимаясь за каждый продукт — ведь за годы профессиональной деятельности мы накопили богатый опыт в разработке и успешно реализовали множество проектов. Обращайтесь к нам — и мы с удовольствием проконсультируем вас, а также примем активное участие в процессе создания ТЗ для вашего MVP.
Есть идея?